События Северной войны
на территории современной
Ленинградской области

Урок 10 «Назло надменному соседу…»

Методическая информация

Уровень изучения: базовый, 34 часа в год, 1 час в неделю

Авторы учебника: Л. К. Ермолаева, И. З. Захваткина, И. М. Лебедева, Н. Г. Шейко, Ю. А. Кораблина. (Л. К. Ермолаева. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Часть 1 (с древнейших времен до конца ХVIII века). Учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 7 класса/Л. К. Ермолаева, И. З. Захваткина, И. М. Лебедева, Н. Г. Шейко, Ю. А. Кораблина. – СПб: СМИО Пресс, 2017)

Тип урока: комбинированный урок (изучение нового материала и совершенствование знаний, умений и навыков (первый урок в теме «Первоначальный Санкт-Петербург (1703–1725 гг.)» из 7 уроков, запланированных на изучение данной темы)

Вид урока: урок смешанный (сочетание на одном уроке: беседы, объяснения нового материала с элементами лекции и презентации парных мини проектов как продукта практической самостоятельной работы исследовательского типа)

Психолого-педагогическая характеристика особенностей учащихся 8 класса:

Учащиеся 8 класса относятся к подростковому возрасту (14–15 лет), к самому трудному, в том числе и в учебном плане. Это время, как говорят психологи, «Пяти НЕ» (из них – два «НЕ» имеют непосредственное отношение к учению: НЕ хотят учиться как могут, НЕ хотят слушать советов).

Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками. Общение – это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации к учению. Интерес у подростков ко всему, только не к учебной деятельности.

Основной задачей психолого-педагогического развития учащихся в 8-м классе является мудрое сотрудничество:

  • активное сотрудничество на уроках, не объяснение знаний, а самостоятельный поиск, недостатки усвоения материала компенсировать не критикой, но дополнениями и коррекцией
  • четко установить критерии оценивания, понятные для учащихся, чтобы подросток сам видел, где он ошибся, где недостаточно хорошо усвоил материал. Роль «оценки» несоизмеримо больше в подростковом возрасте, чем роль «отметки». Но оценивать учащиеся должны себя сами, оценка учителя лишь дополняет самооценку своей работы
  • поскольку главным для подростка является его мнение, мнение его окружения сверстников – основным методом работы на уроке является исследовательская работа (индивидуальная, парная или групповая). Очень важным является формирование учебных групп для групповой или парной работы. Они должны подбираться таким образом, чтобы в целом все группы были равны между собой. Разумеется, нужно учитывать и личные симпатии-антипатии учеников
  • категорически неприемлемы в этом возрасте любые сравнения или соревновательные элементы. Нельзя, чтобы хоть какая-то группа оказалась «проигравшей»

Но, в то же время, необходимым являются:

  • овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
  • правильно и разносторонне оценивать свои результаты, видеть недостатки и выявлять причины их возникновения

Цели урока:

1) Учебная (основная цель)

  • учащиеся:
  • понимают роль нашего края как форпоста Северо-западных земель России на первом этапе Северной войны (на Северо-западе),
  • знают наиболее известные сражения, происходившие на территории Ленинградской области (трех видов – на суше, на воде, штурм крепости)

2) Развивающие цели:

Обеспечить условия для

  • развития «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;
  • формирования навыков парной (групповой) самоорганизации;
  • развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли;
  • развития эстетических представлений и художественного вкуса учащихся

3) Воспитательные цели:

Создать условия для:

  • воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах;
  • воспитания патриотизма, любви к Большой Родине (России) и Малой Родине (своему родному краю, Ленинградской области)

Задачи урока (исходящие из целей):

1.1) на основе повторения уже изученного материала (в курсе истории России) сформулировать вывод, почему основные военные действия начального периода велись на Северо-западе

1.2) на основе повторения ранее изученного материала (при изучении предыдущего раздела «Наш край до основания Санкт-Петербурга (с древнейших времен до 1703 года)») охарактеризовать стратегически важные объекты на территории нашего края, как русские, так и находящиеся в руках Шведского государства

1.3) создать целостное представление о военных действиях в период Северной войны (1700–1721 гг.), и как следствие – проследить их по карте

1.4) классифицировать основные сражения – флотские, осады крепостей, сражения на суше

2.1) при объяснении нового материала (инпут) привлекать уже имеющиеся у учащихся знания о видах сражений (водное, сухопутное, осадное)

2.2) задача при изучении нового материала – организовать работу с интерактивной картой и ресурсом

2.3) главная задача – организовать работу таким образом, чтобы все выводы ученики делали сами. Постоянный вопрос, который им должен задаваться: «Почему?»

3.1. создать на уроке позитивную творческую атмосферу.

3.2. организовать работу в группах, при этом обязательно добиться, чтобы каждый ученик не просто принял участие в работе, но и имел возможность продемонстрировать себя, добиться положительного результата

3.3) при подтведении итогов урока обратить внимание на объекты культурного наследия на территории нашего края, которые хранят память о военных событиях XVIII века (памятники, памятные знаки, топонимы и т. п.)

Данный урок способствует формированию:

  1. Познавательные УУД —
    • давать характеристику историческим событиям
    • работать с картой (показывать на карте места основных сражений)
    • составлять хронологию событий (военных действий начального этапа Северной вой-ны)
  2. метапредметных умений –
    • Познавательные УУД:
      • выбор критериев для описания объектов
      • анализ и структурирование информации
      • преобразование информации из одной формы в другую
      • установление причинно-следственных связей
      • выдвижение гипотез и их обоснование
      • обобщение отдельных фактов и извлечение выводов
    • Регулятивные УУД:
      • ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
      • составлять план и последовательность действий
      • представлять результаты своей работы
      • владеть основами самоконтроля и самоанализа
      • оценивать правильность выполнения учебной задачи
    • Личностные УУД:
      • познавательный интерес к истории России и истории своего региона (Ленинградской области)
      • воспитание уважения к деятельности своего народа, своих предков
    • Коммуникативные УУД:
      • учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (умение слушать учителя и одноклассников);
      • полнота и точность выражения своих мыслей
      • умение аргументировать свою точку зрения

План урока

1. Организационный момент (поздороваться, проверить готовность к уроку)

Во время этого этапа (орг. момента) необходимо создать позитивную атмосферу.

Предмет «История и культура Санкт-Петербурга» отличается от любого другого учебного предмета. Главное – все уроки являются не просто изучением материала или знакомством с теми или иными страницами жизни края, его памятными местами.

Это своеобразное заочное путешествие. Поэтому и начало урока должно быть всегда необычным. Нельзя, чтобы уроки краеведения были похожими друг на друга, однообразными.

Каждый урок необходимо начинать необычно, нельзя повторяться. Каждый урок – это открытие нового уголка Ленинградской области или Санкт-Петербурга, поиск нового в уже привычном, удивительного в обычном, незнакомого в знакомом.

В младших классах для этого хорошо подходят загадки, игра-погружение, даже считалочка.

Но 8 класс уже вырос из таких игр, как они сами считают. Поэтому нужно использовать другие приемы.

В данном случае начало урока – это видеофрагмент (фрагмент из фильма «Россия молодая» – см. Приложение I)

Как вариант начала урока можно предложить методику из копилки АМО «Собери улыбку» (см. конспект урока по истории)

Цель:

  • создать благоприятный настрой у учащихся

Задачи:

  1. создать обучающимся условия для раскрепощения, для активной самостоятельности;
  2. создать благоприятную атмосферу на уроке.

Предварительная подготовка: отсутствует.

2. Вхождение в тему урока (актуализация темы)

1) актуализация уже изученного учебного материала

Когда начались военные действия? Где? Насколько успешно (неуспешно) для России? Пути преодоления неудач?

  • ноябрь 1700 года
  • сражение у крепости Нарва
  • поражение
  • необходимость обновления русской армии, армейские реформы

Прежде чем приступить к изучению материала – вспомнить упрощенный алгоритм изучения учебного материала (прекрасно знаком учащимся из уроков истории):

  • Когда? Точная дата – день, месяц, год
  • Где? Место на карте – показать, объяснить, почему именно оно было выбрано
  • Полководцы
  • Итог сражения
  • Как сохраняется память об этом сражении?

По мере воспроизведения алгоритма учащимися – заполнение плана на выданных листочках

Какие крепости (укрепленные сооружения) имеются на территории нашего края? Кому они принадлежат? (Параллельная работа с картой на доске и контурными картами у учащихся)

На доске выведена карта нашего края (видоизмененная из учебника – цветная вкладка – карта 2)

По мере упоминания крепостей на территории нашего края, они появляются на карте

Все эти крепости уже известны учащимся из предыдущих уроков. Поэтому трудностей не возникает.

На партах у каждого ученика есть контурная карта. Здесь можно рекомендовать несколько вариантов (все зависит от того, что удобно учителю):

  • готовая контурная карта (История и культура Санкт-Петербурга. Атлас с комплектом контурных карт. Часть 1/М. Ропотова. – СПб: Карта ЛТД, 2019 – стр. 18–19)
  • распечатка с упрощенной контурной карты

1.2) на основе повторения ранее изученного материала (при изучении предыдущего раздела «Наш край до основания Санкт-Петербурга (с древнейших времен до 1703 года)») охарактеризовать стратегически важные объекты на территории нашего края, как русские, так и находящиеся под господством Шведского государства

2) постановка темы урока и учебной задачи на урок

Создать целостное представление о военных действиях в период Северной войны (1700–1721 гг.) и, как следствие – проследить их по карте

3. Изучение нового материала

Эта часть урока включает два блока, взаимовытекающие друг из друга

3.1) Битвы за невские берега – 1701–1710 гг.

Самостоятельная отработка знаний (в парах или индивидуально, если класс малочисленный) с применением интерактивной карты «Северная война на территории Ленинградской области»

Пути изучения материала

Работа с ресурсом «Историческая память: Северная война»:

с помощью индивидуальных гаджетов (компьютер, планшет и т. п. – хотя бы один на парту)

На уроках истории учащиеся получили знания о наиболее известных битвах на территории нашего края (у крепостей Нарва, Орешек/Нотебург, Ниеншац, в устье реки Невы, Выборг)

Но важно отметить, что в этот период на территории нашего края были и другие сражения. Кроме этого, все эти события являются близкими, родными для учащихся, так как происходили на территории Ленинградской области, более того – возможно, в районе того населенного пункта, где живут и учатся ученики. Память об этих битвах сохраняется в наши дни – стелы, обелиски, топонимика и многое другое.

Изучение учебного материала ведется только с помощью ресурса (индивидуальной или парной работы с гаджетами)

Удобный интерфейс ресурса позволяет организовать эту работу быстро и эффективно.

Учащиеся по парам (или индивидуально) получают задание – отработать одно сражение и записать полученную информацию на выданных листках.

Размер листков небольшой, так как они будут прикрепляться к контурной карте, выведенной на доску.

Очень важно отметить, что целью этой работы является знакомство с малоизвестными сражениями Северной войны. Как уже было сказано выше, крупные сражения учащимся уже известны, этот материал изучен на уроке истории. Именно изучен – ученики знают точную дату, имена полководцев, разбираются в ходе сражения и могут объяснить, почему была одержана победа, какие новые элементы тактики были применены, к каким последствиям привело это сражение, как оно повлияло на дальнейший ход военных действий.

На уроке истории Санкт-Петербурга ставится иная цель. Поскольку речь идет о менее значительных сражениях, то это знакомство, сканирование учебного материала. Не является целью запоминание дат, мест сражений. В данном случае это создание целостной картины военных действий на территории Ленинградской области.

Новым пунктом (по сравнению с подобной работой при изучении материала Северной войны на уроке истории России) является именно хранение памяти об этом сражении, битве.

После изучения материала ресурса происходит обсуждение в парах и заполнение «паспорта сражения».

Самый важный момент этого этапа – правильное распределение на пары: с одной стороны, все должны быть примерно равными по силам, но с другой стороны, учащиеся в паре должны гармонично дополнять друг друга. Если учитель не первый год работает с этим классом, проблемы не возникнет. Но если он еще не очень хорошо владеет ситуацией в классе – лучше заранее обратиться за помощью к классному руководителю.

По ознакомлению с материалом приступаем к его обобщению.

После отработки материала и заполнения карточек битв, учащиеся по очереди выходят к доске и прикрепляют свою карточку на карту. При этом кратко сообщают всем информацию

В результате перед глазами появляется карта Северной войны на территории нашего края.

Самым важным, но и самым трудным является последний пункт карточки – сохранение памяти.

Здесь возможны два варианта:

1 вариант – система миникейсов (на каждую пару выдается дополнительный материал – фотография памятника, стелы и т. п., связанный с событием)

Положительная сторона этого варианта – полная самостоятельность работы учащихся. Ученики полностью составляют характеристику сражения.

Отрицательные стороны:

  • дополнительная подготовка материала к уроку (создание миникейсов)
  • упрощение работы учащихся (просто списать материал с фотографии). Как показывает практика, ученики даже не всегда рассматривают фотографию объекта. Так что пользы такой вариант не представляет

2 вариант – прежде чем вызвать очередную пару к доске с их «паспортом сражения», учитель показывает фотографию памятника и зачитывает текст надписи (примерный материал для этого – см. Приложение II).

Сами ученики, изучавшие материал, должны узнать свой памятник, дописать «паспорт сражения» и после этого уже прикрепить его к карте.

Положительная сторона этого варианта работы – наглядность, открытость работы; продуманное отношение к материалу.

Отрицательная сторона – сложность подготовки (необходимо подобрать соответствующие фотографии и вывести их на экран).

4. Завершение урока. Рефлексия

Цель:

  • проанализировать и оценить результаты урока и сам урок

Задачи:

  1. проанализировать ход урока, оценить сложности, которые возникли в ходе урока, выяснить, насколько они преодолены
  2. выразить свое отношение к уроку
  3. для каждого ученика – оценить свой вклад в урок, собственные результаты
  4. уяснить, что именно требует дополнительной проработки дома

Необходимые материалы: готовые ладошки из бумаги (это ускорит работу)

Подробное использование этого метода – см. в уроке по Северной войне

5. Домашнее задание

§ 9

Обратить особенное внимание на пункт 1 (проработать материал, изученный на уроке истории и культуры Санкт-Петербурга)