События Северной войны
на территории современной
Ленинградской области

Урок 3. Начало Северной войны

Методическая информация

Уровень изучения: базовый, 68 часов в год, 2 часа в неделю

Авторы учебника: Захаров В.Н., Пчелов Е.В. (Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России. XVIII век: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций/ В.Н. Захаров, Е.В. Пчелов; под ред. Ю.А. Петрова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2021)

Тип урока: комбинированный урок (изучения нового материала и совершенствования знаний, умений и навыков (второй урок в теме: «Эпоха реформ Петра I» из 10 уроков, запланированных на изучение данной темы)

Вид урока: урок смешанный (сочетание на одном уроке: беседы, объяснения нового материала с элементами лекции и практической самостоятельной работы исследовательского типа)

Психолого-педагогическая характеристика особенностей учащихся 8 класса:

Учащиеся 8 класса относятся к подростковому возрасту (14 – 15 лет), к самому трудному, в том числе и в учебном плане. Это время, как говорят психологи, «Пять НЕ» (из них – два «НЕ» имеют непосредственное отношение к учению – НЕ хотят учиться как могут, НЕ хотят слушать советов).

Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками. Общение – это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. У подростков проявляется интерес ко всему, кроме учебной деятельности.

Основной задачей психолого-педагогического развития учащихся в 8 классе является
мудрое сотрудничество, предполагающее:

  • активное сотрудничество на уроках, не объяснение знаний, а самостоятельный поиск, недостатки усвоения материала компенсировать не критикой, но дополнениями и коррекцией
  • четко установить критерии оценивания, понятные для учащихся, чтобы подросток сам видел, где он ошибся, где недостаточно хорошо усвоил материал. Роль «оценки» несоизмеримо больше в подростковом возрасте, чем роль «отметки». Но оценивать учащиеся должны себя сами, оценка учителя лишь дополняет самооценку своей работы
  • поскольку главным для подростка является его мнение, мнение его окружения сверстников – основным методом работы на уроке является исследовательская работа (индивидуальная, парная или групповая). Очень важным является формирование учебных групп для групповой или парной работы. Они должны подбираться таким образом, чтобы в целом все группы были равны между собой. Разумеется, нужно учитывать и личные симпатии-антипатии учеников
  • категорически неприемлемы в этом возрасте любые сравнения или соревновательные элементы. Нельзя, чтобы хоть какая-то группа оказалась «проигравшей»

Но при этом, в основе такой работы должны быть устойчиво сформированные рабочие навыки, среди которых ключевое значение имеют:

  • овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
  • правильно и разносторонне оценивать свои результаты, видеть недостатки и выявлять причины их возникновения.

Цели урока:

  1. Учебная (основная цель)
    • учащиеся:
      • понимают особенность первого этапа Северной войны (на Северо-Западе) и его значение для последующего хода военных действий,
      • знают основные сражения, происходившие на территории Ленинградской области (причем трех видов – на суше, на воде, штурм крепости)
  2. Развивающие цели:
    • Обеспечить условия для
      • развития «умения учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;
      • формирования навыков групповой самоорганизации;
      • развития эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;
      • развития логического мышления (на основе усвоения учащимися;
      • причинно следственных связей, сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли
  3. Воспитательные цели:
    • Создать условия для
      • воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах;
      • воспитания патриотизма, любви к Большой Родине (России) и Малой Родине (своему родному краю, Ленинградской области)

Задачи урока (исходящие из целей):

1.1) на основе повторения ранее изученного материала (при изучении предыдущего раздела «Наш край до основания Санкт-Петербурга (с древнейших времен до 1703 года)») охарактеризовать стратегически важные объекты на территории нашего края, как русские, так и находящиеся в руках Шведского государства

1.3) создать целостное представление о военных действиях в период Северной войны (1700–1721 гг.), и как следствие – проследить их по карте

1.4) классифицировать основные сражения – флотские, осады крепостей, сражения на суше

2.1) при объяснении нового материала (инпут) привлекать уже имеющиеся у учащихся знания о видах сражений (водное, сухопутное, осадное)

2.2) главная задача при изучении нового материала – организовать работу с интерактивной картой и ресурсом

2.3) при проведении методики АМО «Автобусная остановка» – организовать работу в группах по 5-6 человек, чтобы дать возможность посовещаться, прежде чем вносить свои записи в лист «остановки»

2.4) главная задача – организовать работу таким образом, чтобы все выводы ученики делали сами. Постоянный вопрос, который им задается: «Почему?»

3.1. создать на уроке позитивную творческую атмосферу.

3.2. организовать работу в группах, при этом обязательно добиться, чтобы каждый ученик не просто принял участие в работе, но и имел возможность продемонстрировать себя, добиться положительного результата

3.2) при подведении итогов урока обратить внимание на роль приневских и приладожских земель как форпоста Московского государства

Данный урок способствует формированию:

  1. предметных умений
    • давать характеристику историческим событиям
    • работать с картой (показывать на карте места основных сражений 1700–1704 гг.)
    • составлять хронологию событий (военных действий начального этапа Северной вой-ны)
  2. метапредметных умений
    • Познавательные УУД
      • выбор критериев для описания объектов
      • анализ и структурирование информации
      • преобразование информации из одной формы в другую
      • установление причинно-следственных связей
      • выдвижение гипотез и их обоснование
      • обобщение отдельных фактов и извлечение выводов
    • Регулятивные УУД
      • ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
      • составлять план и последовательность действий
      • представлять результаты своей работы
      • владеть основами самоконтроля и самоанализа,
      • оценивать правильность выполнения учебной задачи
    • Личностные УУД:
      • познавательный интерес к истории России и истории своего региона (Ленинградской области)
      • воспитание уважения к деятельности своего народа, своих предков
    • Коммуникативные УУД:
      • учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (умение слушать учителя и одноклассников);
      • полнота и точность выражения своих мыслей
      • умение аргументировать свою точку зрения

План урока

1) Организационный момент (поздороваться, проверить готовность к уроку)
Во время этого этапа (орг. момента) необходимо создать позитивную атмосферу.

Как вариант начала урока можно предложить методику из копилки АМО «Собери улыбку»

Цель:

  • создать благоприятный настрой у учащихся

Задачи:

  1. создать обучающимся условия для раскрепощения, для активной самостоятельности;
  2. создать благоприятную атмосферу на уроке

Необходимые материалы:

  1. изображение «улыбки» – в виде пустого квадрата, разбитого на ячейки (не более 9 ячеек 3˟3)
  2. это изображение выводится на интерактивную доску
  3. по мере работы можно открывать ячейки. И тогда в открытых ячейках, как пазл, составится картинка улыбающегося смайлика

Предварительная подготовка:

Отсутствует.

Технология проведения:

На интерактивной доске появляется пустой квадратик с ячейками 3˟3.

Учитель предлагает ученикам заполнить квадратик своей радостью, своими положительными эмоциями. Так, чтобы этот квадратик, пока скучный и пустой, превратился в заполненное хорошим настроением поле!

Для этого ученики по очереди выходят к доске, рассказывают о своей радости и переворачивают одну из ячеек на пазле.

Например:

«Сегодня мама на завтрак дала мое любимое клубничное варенье»

«У меня сегодня новый свитер надет»

«Я успела дойти до школы до дождика»

«Я уже пятерку получил»

И в итоге из ячеек квадратика получилась солнечная и радостная улыбка.

С такой улыбкой и урок можно начинать!

Варианты проведения:

Чтобы было интереснее, учитель перед этим сообщает, что сегодня не просто день, а праздник. И далее сообщает, что за праздник:

  • государственный праздник (России или всемирный)
  • профессиональный
  • по народному календарю

А уже потом предлагает поделиться праздничной радостью

Комментарий:

Идеально, если учитель берет эту форму орг. момента на вооружение, прибегает к нему на каждом уроке.

Прежде всего, это даст возможность поучаствовать в собирании пазла всем ученикам, а не только 9. С каждым разом учащиеся все активнее участвуют в таком интерактиве.

Каждый ученик имеет возможность высказаться по вопросу, понятному и близкому для всех. Снимается барьер напряженности в начале урока, что в дальнейшем облегчит проведение урока в целом. Подобное начало делает урок не похожим на урок, а скорее – на встречу равных собеседников.

Даже такой маленький фрагмент урока уже может способствовать формированию метапредметных умений:

Личностные УУД:

Самопознание и самоопределение

  • осознание себя членом социальной общности

Коммуникативные УУД:

Коммуникация как взаимодействие

  • действий, направленных на учет позиции собеседника
  • формулирования собственного мнения и позиции и компетенций

Ценностно-смысловые компетенции:

  • формулировать собственные ценностные ориентиры

Социокультурные компетенции:

  • определять свое место и роль в коллективе

Коммуникативные компетенции:

  • уметь представить себя устно
  • владеть способами взаимодействия с окружающими людьми

2. Вхождение в тему урока (актуализация темы)

1) актуализация уже изученного учебного материала

Основные внешнеполитические задачи, стоящие перед Петром I

Какие? Пути решения этих задач? Возможные сложности при их решении (по имеющимся знаниям, полученным на предыдущем уроке, работа с картой)

  • завоевание выхода к открытому морю
  • (южное направление – Черное море,
  • юго-восточное направление – Каспийское море,
  • северо-западное направление – Балтийское море)
  • военный путь решения,
  • военное столкновение с Османской империей, Персией, Швецией
  • необходимость военных союзников для решения задач
  • укрепление авторитета России на мировом уровне, развитие дипломатических связей

К решению каких задач Петр I приступил? Насколько успешно?

  • Азовские походы 1695 и 1696 годов
  • Великое посольство
  • Создание Северного союза

2) постановка темы урока и учебной задачи на урок

Следующая задача – выход к Балтийскому морю

Путь решения этой задачи?

Возможные сложности при решении?

3. Изучение нового материала.

Эта часть урока включает три блока, взаимовытекающие друг из друга

3.1. Интерактивная лекция с коллективным (фронтальным) применением интерактивной карты «Северная война на территории Ленинградской области»

Начало войны. «Нарвская конфузия».

Прежде чем приступить к изучению материала – вспомнить алгоритм изучения учебного материала (прекрасно знаком учащимся с 6 класса):

  • Когда? Точная дата – день, месяц, год
  • Где? Место на карте – показать, объяснить, почему именно оно было выбрано
  • Тип сражения? – На суше (полевое), на воде (речное, морское), осада или штурм крепости
  • Соотношение сил? Количественное и качественное
  • Полководцы?
  • Ход сражения. Итог. Причины такого итога
  • Последствия одержанной победы или поражения

По мере воспроизведения алгоритма учащимися – заполнение шапки таблицы в тетради и образца на доске

Битва (вид сражения) дата Место, обоснование выбора Соотношение сил Полководец Швеции Полководец России итог Причина итога Последствия

Пути изучения материала

работа с ресурсом «Историческая память: Северная война»:

первый вариант – с помощью индивидуальных гаджетов (компьютер, планшет и т. п. – хотя бы один на парту)

второй вариант – с помощью интерактивной доски учителя, на которую выводится вся информация

Отработка раздела «Нарва. 1700 год»

Изучение материала. Проработка алгоритма. Самостоятельное заполнение таблицы-хронотопа в тетради

Коллективная фронтальная проверка

3.2. Следствие – оценка, данная Петром I

«…все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусным. Но когда случилось это несчастье (или лучше сказать великое счастье), тогда необходимость победила лень и принудила работать».

Что значит «работать»?

Создание нового искусного войска. То есть армейские реформы

Кто? – Солдаты, набор, обучение

Чем воевать? – Вооружение, создание нового оружия

Как воевать? – Обучение солдат и офицеров, введение армейского устава

Новые рода войск? – Артиллерия, флот

Работа с текстом учебника (пункт 2, стр. 15–16), крайне конспективно

3.3) первые победы – 1701–1708

Этот раздел урока наиболее сложен и важен

Прежде всего, именно на этом этапе идет самостоятельная отработка знаний с помощью ресурса «Историческая память: Северная война».

Из учебника учащиеся могут получить лишь поверхностное представление об этом этапе, в основном речь идет о взятии крепостей.

Но важно отметить, что в этот период были сражения и на суше, и на воде.

Кроме этого, все события являются близкими, родными учащимся, так как происходили на территории Ленинградской области.

Изучение учебного материала ведется только с помощью ресурса (индивидуальной или парной работы с гаджетами).

Удобный интерфейс ресурса позволяет организовать эту работу быстро и эффективно.

Учащиеся заранее распределяются на 3 группы

Каждая группа получает задание – отработать по три сражения (одно – по материалу учебника, два – по материалу ресурса):

На суше – бой около крепости Дерпт (учебник), бой у Йоутсельки, бой у Кривых Ручьев

На воде – битва в устье реки Невы (учебник), морской бой в устье реки Воронежки, бой в Выборгском заливе

Штурм крепости – штурм крепости Нотебург (Орешек) (учебник), штурм крепости Кексгольм, штурм крепости Выборг

После изучения материала ресурса происходит обсуждение в группе и заполнение таблицы.

Опыт показывает, что учащиеся, как правило, внутри группы распределяют между собой сражения, отрабатывают материал, а затем, после обсуждения, заполняют таблицу.

Самый важный момент этого этапа – правильное распределение на группы: с одной стороны, все три группы должны быть примерно равными по силам, но с другой стороны, учащиеся в группе должны гармонично сочетаться друг с другом. Если учитель не первый год работает с этим классом, проблемы не возникнет. Но если он еще не очень хорошо владеет ситуацией в классе – лучше заранее обратиться за помощью к классному руководителю.

После первичного изучения материала (не всего, а только его части, которая прорабатывается в группах) – приступаем к его обобщению.

Варианты работы можно предложить следующие:

1 вариант. Метод «Пчелиные соты». Он подходит для слабо подготовленных к самостоятельной работе учащихся.

Описание метода

На доске размещены 9 «пчелиных сот»

После изучения материала идет фронтальная работа по заполнению этих сот. Разумеется, самым главным при данной работе является самая нижняя ячейка – урок, извлеченный из этой битвы, который в дальнейшем будет применяться русской армией во время боевых действий Северной войны.

Положительная сторона этого варианта работы – наглядность, открытость работы. Учитель имеет возможность сразу же подкорректировать возможные допущенные ошибки.

Отрицательная сторона – слабо выражена самостоятельность учащихся, вся работа все же сводится к стандартному фронтального методу.

2 вариант. Метод «Автобусная остановка». Он подходит для подготовленных к самостоятельной работе учащихся.

Описание метода

Пока идет изучение материала в группах, учитель размещает по классу четыре листа «остановок» с написанными на них названиями.

Учитель объясняет задачу – в течение 1,5 минуты группа должна записать свое мнение на каждом листе.

Несколько условий – запись ведется от лица всех членов группы – то есть первоначально нужно обсудить этот вопрос, распределить, кто на какой остановке будет вести записи, чтобы успеть за 1,5 минуты

Писать нужно быстро (вы должны успеть пройти все четыре листа), четко (заранее продумать ответы).

Нюанс
листы нужно расположить горизонтально, чтобы ученики не мешали друг другу

Итак, пора подвести итоги. Вспомните, почему Петр I оценил Нарвскую конфузию как «несчастье (или, лучше сказать, великое счастье)»?

Потому что она дала хоть и горький, но урок. А усвоение этого урока поможет в дальнейшем взять реванш над противником.

Таким образом, первая остановка – «Хроника событий»

Сюда вы записываете: краткий хронотоп – когда? где? тип сражения? соотношение сил? полководцы?

Лист остановки оформлен в виде таблицы. Почему?

Прежде всего, это облегчает задачу краткости записи (записанная информация позже будет отрабатываться всеми учащимися. Ведь каждая группа изучала только один вид сражения – три из девяти. Об остальных сражениях она может прочитать на этой остановке)

Кроме этого, в графе «дата» заранее проставлен ГОД (это нужно для соблюдения хронологической последовательности, сражения велись с 1702 по 1710 год, важно, чтобы записи о них были по прядку. Но ученики будут подходить в случайном порядке – поэтому важно, чтобы в итоговом варианте все сражения были записаны по порядку)

Когда? Где? Тип сражения Соотношение сил Полководцы:
«___»__________ 1700 года численное превосходство _______________ Русская армия _______________ Шведская армия _______________
«___»__________ 1702 года численное превосходство _______________ Русская армия _______________ Шведская армия _______________
«___»__________ 1702 года численное превосходство _______________ Русская армия _______________ Шведская армия _______________
«___»__________ 1703 года численное превосходство _______________ Русская армия _______________ Шведская армия _______________
«___»__________ 1703 года численное превосходство _______________ Русская армия _______________ Шведская армия _______________
«___»__________ 1702 года численное превосходство _______________ Русская армия _______________ Шведская армия _______________
«___»__________ 1706 года численное превосходство _______________ Русская армия _______________ Шведская армия _______________
«___»__________ 1708 года численное превосходство _______________ Русская армия _______________ Шведская армия _______________
«___»__________ 1710 года численное превосходство _______________ Русская армия _______________ Шведская армия _______________
«___»__________ 1710 года численное превосходство _______________ Русская армия _______________ Шведская армия _______________
Когда? Где? Тип сражения Соотношение сил Полководцы:
«___»__________ 1700 года численное превосходство _______________ Русская армия _______________ Шведская армия _______________
«___»__________ 1702 года численное превосходство _______________ Русская армия _______________ Шведская армия _______________
«___»__________ 1702 года численное превосходство _______________ Русская армия _______________ Шведская армия _______________
«___»__________ 1703 года численное превосходство _______________ Русская армия _______________ Шведская армия _______________
«___»__________ 1703 года численное превосходство _______________ Русская армия _______________ Шведская армия _______________
«___»__________ 1702 года численное превосходство _______________ Русская армия _______________ Шведская армия _______________
«___»__________ 1706 года численное превосходство _______________ Русская армия _______________ Шведская армия _______________
«___»__________ 1708 года численное превосходство _______________ Русская армия _______________ Шведская армия _______________
«___»__________ 1710 года численное превосходство _______________ Русская армия _______________ Шведская армия _______________
«___»__________ 1710 года численное превосходство _______________ Русская армия _______________ Шведская армия _______________

Второй лист – «Ход сражения»

Сюда вы записываете, какая новая тактика была применена русской армией, новое вооружение. Возможно, в чем проявился новый замысел полководцев.

Лист оформлен в виде произвольно расположенных прямоугольников

Третий лист – «Итоги»

Сюда вы записываете, чем закончилось сражение, и обязательно – почему русской армии удалось одержать победу (или почему русская армия проиграла сражение)

Оформление листа произвольное – можно таблицей, можно прямоугольниками

Четвертый лист – «Уроки и последствия»

Сюда вы записываете, к каким последствиям привела победа (или поражение) русской армии в этом сражении. Возможно, облегчила продвижение и стала прелюдией последующей битвы, возможно, показала слабые стороны противника, или наоборот – свои слабые стороны, которые нуждались в доработке

Лист оформлен как лист дневника:

Урок (битва) Оценка (победа/поражение) Последствия

После того, как все четыре листа будут заполнены, можно сделать обобщающий вывод – в чем состояло значение первого этапа Северной войны для последующих военных действий

3 вариант. Метод работы в группах сменного состава. Он подходит для сильных классов, хорошо подготовленных к самостоятельной работе.

Все те вопросы, которые поднимались в первых двух вариантах, учащиеся обсуждают по группам.

Затем, когда время, отведенное на чтение материала и отработку его по ресурсу закончилось, в каждой группе ученики сами распределяются на три группы:

одна часть остается на месте, две другие пересаживаются за соседние столы. Таким образом, в результате перегруппировки за каждым столом собираются ученики из трех разных групп. Они по очереди пересказывают изученный ими материал друг другу, параллельно продолжается заполнение сводной таблицы. Когда обсуждение заканчивается, ученики возвращаются на место. В результате у каждого ученика оказывается заполненная таблица по всем 9-ти сражениям.

Затем в течение 2-3 минут ученики обсуждают уроки сражений. И как итог представляют их в виде высказываний:

уроки осадных сражений, уроки полевых сражений и уроки водных сражений

Группы высказываются по очереди. Условие – повторяться нельзя, если есть что дополнить – с дополнением, если мнение группы совпадает с уже высказанным, они просто соглашаются

4. Завершение урока. Рефлексия

Цель:

  • проанализировать и оценить результаты урока и сам урок

Задачи:

  1. проанализировать ход урока, оценить сложности, которые возникли в ходе урока, выяснить, насколько они преодолены
  2. выразить свое отношение к уроку
  3. для каждого ученика – оценить свой вклад в урок, свои собственные результаты
  4. уяснить, что именно требует дополнительной проработки дома

Необходимые материалы:

готовые ладошки из бумаги (это ускорит работу)

Предварительная подготовка (если требуется):

заготовить из бумаги ладошки – для каждого ученика

Технология проведения:

Для начала, каждый ученик получает готовую ладошку и заполняет ее, оценивая прошедший урок. В каждом пальчике пишет свою оценку:

  • большой палец – что было на уроке хорошего (интересного, важного, понятного и т. п.) – то есть положительный аспект
  • указательный палец – что вызвало на уроке затруднение
  • средний палец – негатив, что не понравилось на уроке
  • безымянный палец – оценка работы одноклассников, выбор самого яркого участника
  • мизинец – что осталось непонятым или требует дополнительной проработки дома

После этого

  • озвучиваются трудности, с которыми удалось или так и не удалось справиться на уроке, и заполняются визуально на доске в виде языков пламени
  • акцентируется внимание на том, что для каждого ученика требует дополнительной проработки дома
  • обращаем внимание, что самый активный участник урока будет назван позже – необходимо собрать сведения и обработать их

Варианты проведения:

Для того, чтобы подвести итоги урока, мы посмотрим на наши пять пальцев

  • Большой палец. Когда мы хотим сказать: «Мне понравилось!» «Здорово!», как мы можем показать это жестом? Правильно – поднять вверх большой палец. Вот и на нашей ладошке на большой палец впишите, пожалуйста, то, что вам больше всего понравилось на уроке
  • Указательный палец. Если мы над чем-то задумаемся напряженно, мы как это можем показать жестом? Прикладываем указательный палец ко лбу. А когда, наконец, решение найдено, мы восклицаем «Нашел!» («Эврика»!) и поднимаем вверх указательный палец. Таким образом, на нашей ладошке на указательном пальце мы записываем то, что было трудно на уроке, но все же с этим справились
  • Средний палец – не будем вдаваться в подробности. Этот жест некультурен и неприятен. Поэтому скажем коротко – мне не понравилось!
  • Безымянный палец. Лодырь он, лентяй! Меньше всех работает. Проверьте. Положите ладошку на стол и по очереди поднимайте пальцы вверх. Видите, безымянный – меньше всех поднимается. А еще он самый гордый. Именно на нем обычно носят перстни, кольца. Так вот этот пальчик оценивает все и держится особняком. Поэтому здесь вы запишите, кто из одноклассников, на ваш взгляд, сегодня больше всех отличился. Может быть, на уроке, а может быть – просто вам больше всех помог?
  • Мизинец. Самый маленький и слабенький. Вот сюда вы запишите свое самое слабое место. Как вы считаете, что у вас не получилось на уроке. Вы что-то не запомнили, вы что-то не поняли. Или просто вы считаете, что вам нужно это еще раз дома проработать

Личностные УУД:

Смыслообразование

  • установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей

Регулятивные УУД:

Коррекция

  • внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Оценка

  • выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

  • рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Коммуникативные УУД:

Коммуникация как взаимодействие

  • действия, направленные на учет позиции собеседника
  • допущение возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • формулирование собственного мнения и позиции

Ценностно-смысловые компетенции:

  • осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм

Учебно-познавательные компетенции:

  • организовывать анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности
  • выступать устно и письменно с результататами своего исследования

Коммуникативные компетенции:

  • уметь представить себя устно
  • владеть способами взаимодействия с окружающими людьми

Домашнее задание
§ 2
Обратить особенное внимание на пункт 3 (использовать материал, изученный на уроке истории и культуры Санкт-Петербурга)

скачать материалы к уроку: