Новая Ладога. С 1704
В августе 1704 года, после победоносного присоединения Нарвы, Петр I побывал в том месте, где Волхов впадает в Ладогу, оценив местоположение волховского устья: «которое место его величество прежде присмотрел сам за полезное быть в коммерции». Тут был основан город Новая Ладога и началось строительство крепости и верфи. Первые сведения о верфи относятся как раз к 1705 году. В это время тут строились небольшие озерные суда.
В 1707 году на Новоладожскую верфь был командирован из Лодейного поля мастер Ричард Броун. Ему было приказано заложить на верфи линейные корабли. Ими стали 50-пушечные корабли «Рига» и «Выборг». Для успешного строительства в Новую Ладогу прибыли мастера из Олонца. Вологды, Ростова и других городов, где умели держать в руках топор. Но Ричарду Броуну этого было мало, и он выписал к себе своего ученика еще с Воронежских верфей Гаврилу Авдеевича Меньшикова. В 1710 году оба линейных корабля были спущены на воду и введены в строй вместе с однотипным «Пернов» на Свирской верфи.
Строительство линейных кораблей было звездным часом Новоладожской верфи. После окончания Северной войны нужда в ней отпала, и после смерти Петра I верфь была заброшена.
Библиография
- Быховский И.А. Петровские корабелы. Л., Судостроение, 1982. — 100 с.
- Вербовой О. И., Левашко В. О. Никитин В. В. От водской пятины до Ленинградской области. СПб,, «Морская энциклопедия», «Редакция газеты «Балтийский луч», 2021 – 400 с.
- Яковлев И. И. Корабли и верфи: Очерки истории отечественного судостроения. — Л.: Судостроение, 1970. — 383 с