Лодейное Поле. С 1702
В конце лета 1702 года Пётр посетил реку Свирь. Он путешествовал на двух малых фрегатах «Курьер» и «Святой дух». В состав экспедиции входили знатоки реки и команда солдат – промерщиков для измерения фарватера. Свирские места понравились царю, особое внимание он обратил на сёла Мешковицы, Мокривишвица и Канома. Вокруг этих сёл рос хороший корабельный лес, близко располагался Олонецский металлургический завод и была возможность быстро переправлять построенные корабли на Балтику. Но особенно понравился царю тот факт, что местное население совершенно не чуралось кораблестроительных дел. Тут издавна строили речные пласредства и занимались лесозаготовкой. Местные мастера настолько освоили строительство речных парусных судов, что, когда через несколько месяцев, приехавшие голландские мастера стали учить местных голландской системе такелажа (эр) и оснастки (унда) отечественные мастера настолько быстро это поняли, что, по легенде появилось слово – ерунда, некоторое дельце, на которое не стоит обращать особое внимание! Как бы то ни было «рука государя, хоть вороватая, но верная» А. Д. Меньшиков получил указ зачинать верфь!
В январе 1703 года началось строительство мастерских, кузниц, жилых бараков. Уже в 1703 году на верфи работало более 10 тыс. человек. Специальный домик был простроен для царя, который был зачислен в штат верфи баасом – корабельный мастером с зарплатой в 365 в год. Остальные мастера получали по 200 рублей, кузнецы по 30, олонецские плотники получали по 25 рублей. Петр ценил местных мастеров на непревзойдённое умение работать топором и выкуривать смолу без вреда для деревьев. Но большая часть рабочих на верфи вообще ничего не получала, это были временные и постоянные мобилизованные работники, в основном чернорабочие. Среди постоянных было много каторжников, а также записные, призванные по рекрутскому набору. Временные были крестьянами, направленными на работу на срок до полугода. На некоторых работах широко использовался и детский труд. Рабочий день практически не нормировался. Петровский регламент гласил «Дабы корабельных и прочих дел мастеры и мастеровые люди всегда были в работные дни на работе, в которых месяц день 17 часов, отпускать с работы обедать и отдыхать 3 часа, в которых месяцах 12 часов в день отпускать обедать и отдыхать 2 часа, а в короткие дни, когда 7 часов, отпускать обедать на один час». Самыми горячими были летние месяцы, когда верфь работала практически круглосуточно. Не мудрено, что многие рабочие бунтовали, или просто от жизни такой бежали, кто куда!
24 марта 1703 года произошло торжественное открытие верфи и в этот же день были заложены 28 – пушечный фрегат «Штандарт», четыре буера, флейт, 2 шмака и 2 галиота. Фрегату «Штандарт», спущен на воду 22 августа 1703 года, доведётся стать первым кораблём Балтийского флота. Легендарный корабль оставался в строю более 20 лет, и, хотя государь хотел сохранить его для потомков, сделать это не удалось.
Всего с 1703 по 1724 год на верфи было построено 800 судов 33 классов. Среди них 2 линейных корабля («Пернов» вошёл в состав флота, в второй разбился на свирских порогах) 11 фрегатов (двенадцатый «Михаил-Архангел» был Сяской постройки и на Свири только достраивался), 12 шняв (малых фрегатов), 3 бомбардирских корабля, 13 галиотов, 78 бригантин, 14 скампавей. 18 галер, бриг и большое количество ботов – судов для прибрежного, каботажного плавания. На верфи также шло активное строительство шлюпок и грузовых судов для Балтийского моря.
Среди тех, кто поднимал верфь особо следует отметить её главного корабельного матера Федора Степановича Салтыкова, первого русского мастера, получившего международный патент на корабельные работы. Именно благодаря его трудам верфь стала не только крупнейшим судостроительным предприятием, но и настоящей школой для русских корабельщиков. Её значение было столь велико, суда, построенные на Свири, отличались таким высоким качеством, что даже после строительства Санкт-Петербургского адмиралтейства. Свирская верфь продолжала работать. Самым знаменитым кораблём, построенным на Свири уже в XIX веке, стал шлюп «Мирный», под командой М. П. Лазарева достигший берегов Антарктиды!
Библиография
- Быховский И.А. Петровские корабелы. Л., Судостроение, 1982. — 100 с.
- Вербовой О. И., Левашко В. О. Никитин В. В. От водской пятины до Ленинградской области. СПб,, «Морская энциклопедия», «Редакция газеты «Балтийский луч», 2021 – 400 с.
- Доценко В.Д., Богатырев И.В., Вахарловский Г.А., Кротов П.А, Сацкий А.Г. История отечественного судостроения. Т.І. Парусное деревянное судостроение IX- XIX вв.- CП6., Судостроение, 1994. — 472 с.
- Яковлев И. И. Корабли и верфи: Очерки истории отечественного судостроения. — Л.: Судостроение, 1970. — 383 с