Сясь. 1702-1706
К строительству боевых кораблей, которые предназначались для плавания в открытом море, петровские корабелы приступили в январе 1702 года. Иван Юрьевич Татищев выбрал участок на реке Сясь вблизи места впадения ее в Ладожское озеро у дворцового села Сясьское Устье (или Сясьские Рядки). Село было небольшое – 27 дворов. На поиск места для основания верфи у И. Ю. Татищева ушло всего три недели – Петр умел заставить своих соратников работать быстро, но при этом качественно – Татищевым были представлены тщательное описание обследованных территорий, промеры и описания устьев Сяси и Пашы, а также промеры озерных фарватеров. В специальном наказе Петра I по этому поводу говорилось: «Делать корабли на реке Сяси, которая впадала в Ладожское озеро, от Ладоги в 30 верстах, или на реке Паше, которая впадала в реку Свирь, а Свирь в Ладожское озеро, осмотря места, где пристойно, из соснового леса. У дела тех кораблей быть из Новгорода стольнику Ивану Юрьеву сыну Татищеву…».
В мае 1702 года голландский корабельный подмастерье Воутер Воутерсон заложил на верфи два малых фрегата «Фан Сясь» № 1 и № 2 о 18 орудий каждый. Эти корабли не были приняты в состав русского флота, так как были построены из совершенно непригодного леса, о чем корабельщик честно предупреждал Татищева, и с нарушением технологии строительства. Их ввели в строй как брандеры «Этна» и «Везувий». Кроме неудачных фрегатов, на верфи строились шмаки, флейты и буера. Вооружение этих маленьких судов состояло из нескольких пушек малого калибра.
С учетом печального опыта Петр повелел следующую пару фрегатов заложить на Сясьской верфи зимой 1702–1703 гг. и строить их «не поспешая, с оглядкой». В январе 1702 года был заложен «Ивангород», а в январе 1703 года – «Михаил-Архангел». Эти корабли были длиной 26,6 м, осадкой 3,26 м и были вооружены 28 пушками. Однако первыми кораблями Балтийского флота эти фрегаты не стали. Их строительство неоправданно затянулось, и «Ивангород» был спущен на воду только 27 мая 1705 года. Что касается «Михаила-Архангела», то Сясьская верфь вообще не смогла его достроить, и спущенный на воду в 1703 году, он достраивался на Олонецкой верфи до весны 1704 года.
В разгар работ на Сясьской верфи работали 500 человек, в том числе 30 человек административного аппарата, 10 мастеров иностранцев, 20 кузнецов, 30 резчиков и до 400 плотников корабельщиков.
Но Сяськая верфь не оправдала возложенных надежд. Все-таки спешка при выборе места дала о себе знать, Ладожское озеро все время заливало стапели. Кроме того, предприятие очень трудно было оборонять со стороны озера. После двух фрегатов 2 серии на верфи заложили только один шмак. В 1705 году Сяськую верфь слили с Олонецкой верфью. За время самостоятельного существования на Сяси было построено 48 судов, самым известным из которых стал «Михаил-Архангел», на котором Петр неоднократно поднимал свой флаг.
Библиография
- Вербовой О. И., Левашко В. О. Никитин В. В. От водской пятины до Ленинградской области. СПб,, «Морская энциклопедия», «Редакция газеты «Балтийский луч», 2021 – 400 с.
- Доценко В. Д., Богатырев И. В., Вахарловский Г. А., Кротов П. А, Сацкий А. Г. История отечественного судостроения. Т. І. Парусное деревянное судостроение IX–XIX вв.– CПб., Судостроение, 1994. – 472 с.
- Доценко В.Д., Богатырев И.В., Вахарловский Г.А., Кротов П.А, Сацкий А.Г. История отечественного судостроения. Т.І. Парусное деревянное судостроение IX- XIX вв.- CП6., Судостроение, 1994. — 472 с.