События Северной войны
на территории современной
Ленинградской области

Сясьская верфь

1702-1705 гг.
П. Пикарт. 28-пушечный фрегат Иван-город, построенный в 1702–1705 годах. Фрагмент гравюры, изображающей поход флота к Выборгу. 1711 год.

К строительству боевых кораблей, которые предназначались для плавания в открытом море петровские корабелы приступили в январе 1702 года. Иван Юрьевич Татищев выбрал участок на реке Сясь вблизи места впадения её в Ладожское озеро у дворцового села Сясьское Устье (или Сясьские Рядки). Село было небольшое – 27 дворов. На поиск места для основания верфи у И. Ю. Татищева ушло всего три недели – Пётр умел заставить своих соратников работать быстро, но при этом качественно – Татищевым были представлены тщательное описание обследованных территорий, промеры и описания устьев Сяси и Пашы, а также промеры озёрных фарватеров! В специальном наказе Петра I по этому поводу говорилось: «Делать корабли на реке Сяси, которая впадала в Ладожское озеро, от Ладоги в 30 верстах, или на реке Паше, которая впадала в реку Свирь, а Свирь в Ладожское озеро, осмотря места, где пристойно, из соснового леса. У дела тех кораблей быть из Новгорода стольнику Ивану Юрьеву сыну Татищеву…».

В мае 1702 года голландский корабельный подмастерье Воутер Воутерсон заложил на верфи два малых фрегата «Фан Сясь» №1 и №2 о 18 орудий каждый. Эти корабли не были приняты в состав русского флота, так как были построены из совершенно не пригодного леса, о чём корабельщик честно предупреждал Татищева и с нарушением технологии строительства. Их ввели в строй как брандеры «Этна» и «Везувий». Кроме неудачных фрегатов на верфи строились шмаки, флейты и буера. Вооружение этих маленьких судов состояло из нескольких пушек малого калибра.

С учётом печального опыта Пётр повелел следующую пару фрегатов заложить на Сясьской верфи зимой 1702 – 1703 года и строить их «не поспешая, с оглядкой». В январе 1702 года был заложен «Ивангород», а в январе 1703 года «Михаил-Архангел». Эти корабли были длиной 26,6 м, осадкой 3.26 м и были вооружены 28 пушками.  Однако, первыми кораблями Балтийского флота эти фрегаты не стали. Их строительство неоправданно затянулось и «Ивангород» был спущен на воду только 27 мая 1705 года. Что касается «Михаила-Архангела» то Сясьская верфь вообще не смогла его достроить и спущенный на воду в 1703 году, он достраивался на Олонецкой верфи до весны 1704 года.

В разгар работ на Сясьской верфи работали 500 человек, в том числе 30 человек административного аппарата, 10 мастеров иностранцев, 20 кузнецов, 30 резчиков и до 400 плотников корабельщиков.

Но Сяськая верфь не оправдала возложенных надежд. Всё-таки спешка при выборе места дала о себе знать, Ладожское озеро всё время заливало стапели. Кроме того, предприятие очень трудно было оборонять со стороны озера. После двух фрегатов 2 серии на верфи заложили только один шмак.  В 1705 году Сяськую верфь слили с Олонецкой верфью. За время самостоятельного существования на Сяси было построено 48 судов, самым известным из которых стал «Михаил-Архангел», на котором Пётр неоднократно поднимал свой флаг.

П. Пикарт. 28-пушечный фрегат Архангел Михаил 1702–1704 года постройки. 1711 год.

Библиография

  1. Быховский И.А. Петровские корабелы. Л., Судостроение, 1982. — 100 с.
  2. Вербовой О. И., Левашко В. О. Никитин В. В. От водской пятины до Ленинградской области. СПб,, «Морская энциклопедия», «Редакция газеты «Балтийский луч», 2021 – 400 с.
  3. Доценко В.Д., Богатырев И.В., Вахарловский Г.А., Кротов П.А, Сацкий А.Г. История отечественного судостроения. Т.І. Парусное деревянное судостроение IX- XIX вв.- CП6., Судостроение, 1994. — 472 с.