События Северной войны
на территории современной
Ленинградской области

Сясь. 1702-1706

Сясьская верфь 1702-1705 гг.
П. Пикарт. 28-пушечный фрегат Иван-город, построенный в 1702–1705 годах. Фрагмент гравюры, изображающей поход флота к Выборгу. 1711 год.

К строительству боевых кораблей, которые предназначались для плавания в открытом море, петровские корабелы приступили в январе 1702 года. Иван Юрьевич Татищев выбрал участок на реке Сясь вблизи места впадения ее в Ладожское озеро у дворцового села Сясьское Устье (или Сясьские Рядки). Село было небольшое – 27 дворов. На поиск места для основания верфи у И. Ю. Татищева ушло всего три недели – Петр умел заставить своих соратников работать быстро, но при этом качественно – Татищевым были представлены тщательное описание обследованных территорий, промеры и описания устьев Сяси и Пашы, а также промеры озерных фарватеров. В специальном наказе Петра I по этому поводу говорилось: «Делать корабли на реке Сяси, которая впадала в Ладожское озеро, от Ладоги в 30 верстах, или на реке Паше, которая впадала в реку Свирь, а Свирь в Ладожское озеро, осмотря места, где пристойно, из соснового леса. У дела тех кораблей быть из Новгорода стольнику Ивану Юрьеву сыну Татищеву…».

В мае 1702 года голландский корабельный подмастерье Воутер Воутерсон заложил на верфи два малых фрегата «Фан Сясь» № 1 и № 2 о 18 орудий каждый. Эти корабли не были приняты в состав русского флота, так как были построены из совершенно непригодного леса, о чем корабельщик честно предупреждал Татищева, и с нарушением технологии строительства. Их ввели в строй как брандеры «Этна» и «Везувий». Кроме неудачных фрегатов, на верфи строились шмаки, флейты и буера. Вооружение этих маленьких судов состояло из нескольких пушек малого калибра.

С учетом печального опыта Петр повелел следующую пару фрегатов заложить на Сясьской верфи зимой 1702–1703 гг. и строить их «не поспешая, с оглядкой». В январе 1702 года был заложен «Ивангород», а в январе 1703 года – «Михаил-Архангел». Эти корабли были длиной 26,6 м, осадкой 3,26 м и были вооружены 28 пушками.  Однако первыми кораблями Балтийского флота эти фрегаты не стали. Их строительство неоправданно затянулось, и «Ивангород» был спущен на воду только 27 мая 1705 года. Что касается «Михаила-Архангела», то Сясьская верфь вообще не смогла его достроить, и спущенный на воду в 1703 году, он достраивался на Олонецкой верфи до весны 1704 года.

В разгар работ на Сясьской верфи работали 500 человек, в том числе 30 человек административного аппарата, 10 мастеров иностранцев, 20 кузнецов, 30 резчиков и до 400 плотников корабельщиков.

Но Сяськая верфь не оправдала возложенных надежд. Все-таки спешка при выборе места дала о себе знать, Ладожское озеро все время заливало стапели. Кроме того, предприятие очень трудно было оборонять со стороны озера. После двух фрегатов 2 серии на верфи заложили только один шмак.  В 1705 году Сяськую верфь слили с Олонецкой верфью. За время самостоятельного существования на Сяси было построено 48 судов, самым известным из которых стал «Михаил-Архангел», на котором Петр неоднократно поднимал свой флаг.

П. Пикарт. 28-пушечный фрегат «Архангел Михаил» 1702–1704 гг. постройки. 1711 год.

Библиография

  1. Вербовой О. И., Левашко В. О. Никитин В. В. От водской пятины до Ленинградской области. СПб,, «Морская энциклопедия», «Редакция газеты «Балтийский луч», 2021 – 400 с.
  2. Доценко В. Д., Богатырев И. В., Вахарловский Г. А., Кротов П. А, Сацкий А. Г. История отечественного судостроения. Т. І. Парусное деревянное судостроение IX–XIX вв.– CПб., Судостроение, 1994. – 472 с.
  3. Доценко В.Д., Богатырев И.В., Вахарловский Г.А., Кротов П.А, Сацкий А.Г. История отечественного судостроения. Т.І. Парусное деревянное судостроение IX- XIX вв.- CП6., Судостроение, 1994. — 472 с.