Онежицы. 1700–1714
В ноябре 1700 года русские войска были разбиты при Нарве. Но как показали дальнейшие события, Петр был совершенно прав, утверждая после Нарвы – «Войне начало только».
Правильно оценив сложившуюся обстановку, Петр сосредоточился на Прибалтике. Помня печальный опыт Нарвы, царь решил для переброски войск и их снабжения использовать традиционные для русских и давно ими освоенные речные пути по Волхову и Луге. Для реализации этих целей нужны были транспортные плавсредства, причем в значительном количестве. Это старый верный струг.
Первые 600 стругов были построены на Луге в 1700 году в период подготовки к первому походу на Нарву. Они доставили осаждающим войскам артиллерию, технику и провиант.
Скупые сведения о грузовом судостроении 1700–1701 гг. позволяют заключить, что оно велось в том числе и на Лужской верфи у деревни Онежицы, в 18 километрах от города Луги. Данные о числе и классе построенных в 1701 году на Луге и Волхове судов можно найти в письме Б. П. Шереметева Петру I от 19 июня того же года: «На Луге стругов сделано 170 и достальные вскоре поспеют, а на Волхове сделано немного, а иные почали делать в сем месяце… и я приказал накрепко, чтоб не плошались, делали».
Руководство постройкой стругов на реках Волхове и Луге царь возложил на стольника Ивана Юрьевича Татищева.
После выхода руских войск к побережью Финского залива перед Лужской верфью были поставлены новые задачи. Требовались суда, способные свободно маневрировать в узких проливах и на мелководье. Поскольку парусные корабли, т. е. линейные корабли, фрегаты и т. п. в этих стесненных условиях не располагали необходимой оперативной свободой действий, здесь использовались гребные суда, в основном галеры.
Строительство малых галер (скампавей) на Лужской верфи развернулось в 1703 году. Наблюдал за постройкой на реках Луге и Волхове галерными мастерами Кичиным и Шпаковским 50 скампавей Иван Юрьевич Татищев. Всего же с 1704 по 1713 год были построены 64 боевых гребных корабля.
Галеры стали последними кораблями, которые были построены на Луге. Новая столица империи Санкт-Петербург начиналась не только с крепости, но и с верфи. Строительство гребных судов было переведено на Петербургский галерный двор. Тем не менее, Лужская верфь сумела сыграть значительную роль в истории Северной войны.
Библиография
- Носков А. Знакомая и незнакомая Луга. Архитектурно-краеведческий очерк. СПб, Площадь искусств, 2013 – С. 336.
- Быховский И. А. Петровские корабелы. Л., Судостроение, 1982. – С. 100.
- Вербовой О. И., Левашко В. О. Никитин В. В. От водской пятины до Ленинградской области. СПб, «Морская энциклопедия», «Редакция газеты «Балтийский луч», 2021 – С. 400.